Роботизация в HR: от идеи до реализации - картинка chat-bot

Для чего нужен чат-бот в рекрутинге? Кадровое агентство «Тотал» знает ответ на этот вопрос и, более того, успешно применяет на всех этапах подбора персонала.

В чем идея роботизации рекрутинга?


Массовый подбор персонала для типовых должностей в крупных компаниях является процессом, на который тратится много времени. Высокая текучесть работников на таких должностях требует постоянного нового добора. Рассматривать каждое резюме «вручную» сложно и дорого, поэтому и стали появляться «роботы-рекрутеры», иначе говоря, чат-боты.

В основе работы этого технологичного кадровика стоит программа, способная создавать подобие живого интервью с кандидатом на базе множества оцифрованных диалогов. Оттуда бот подбирает варианты фраз, чтобы продолжать разговор.

Первые примитивные чат-боты появились в 1990-е. Они отвечали на два-три (иногда до 10) запроса, часто ответы шли невпопад и не вызывали ничего, кроме желания посмеяться.

Но с появлением технологии искусственных нейронных сетей идея бота-собеседника обрела вторую жизнь. Они проникли во  все мессенджеры с подходящим программным обеспечением (Viber, Telegram, Facebook, скоро API для бота откроет и What’sApp).

Чат-боты выполняют обязанности продавцов, консультантов, администраторов.

В 2016 году портал по подбору персонала SuperJob запустили чат-бот для собеседований. В первые же часы работы робот провел более 2000 интервью и отобрал 600 подходящих вакансиям человек.

Воспользовавшись удачным экспериментом, агентство «Тотал» также запустило в своей работе подобную технологию. В ходе «беседы» наш бот собирает стандартизированную информацию, например:

  • возраст и пол;
  • уровень образование;
  • наличие водительских прав;
  • место жительства;
  • семейное положение и прочее.

Таким образом отсеивается большой процент заявок, которые изначально не соответствуют требованиям, предъявляемым нашим заказчиком к будущему сотруднику. В случае отказа наши роботы-рекрутеры способны сообщить соискателям чем причина отрицательного ответа.

Если окажется, что по всем интересующим параметрам кандидат подходит, то он приглашается на очное собеседование с нашим HR-специалистом.

Таким образом, мы экономим не только свое время, но и в первую очередь сокращаем срок предоставления нужного сотрудника нашему заказчику. Ведь если бы мы самостоятельно проводили первичный опрос нескольких сотен кандидатов, то запрашиваемого специалиста работодателю пришлось бы ждать в разы дольше.

Автоматизация: как пользоваться грамотно?


Чат-бот служит для обработки больших объемов однотипной информации.

Поэтому его применение в HR позволяет нам сэкономить время на рутинных процессах, таких как:

  • прескрининг кандидатов;
  • опросы сотрудников;
  • сбор отзывов.

Далеко не все кадровые агентства обладают должными техническими возможностями и навыками использования этой современной технологии. Существует несколько  сложностей в работе с ботом, с которыми справиться могут только крупные агентства, одним из которых является «Тотал».

Так почему же программа отпугивает большинство рекрутинговых компаний?


  1. Интерфейс. Он должен подходить возможностям мессенджера и облегчать, а не усложнять коммуникацию. Большинство разработчиков в настоящий момент выбирают WYSIWYG.

  2. Интеграция API бота в информационную систему компании. Для этого нужно владеть языком программирования и уметь прописывать задачи так, чтобы «железо» понимало, что от него хотят.

  1. Психологический аспект. Здесь подразумевается  осведомление кандидата в том, что по другую сторону экрана задает вопросы и принимает решение о соответствии требованиям не человек, а программа. Поэтому соискатель может сообщать заведомо ложную информацию, или нарочно провоцировать бота «троллить», приводя его в тупик. Для того, чтобы программа не отталкивала собеседника, необходимо прописать несколько сценариев диалога и провести бета-тестирование на части целевой аудитории. Самый качественный скрипт в итоге выбирается по максимальной конверсии.

  1. Невозможность проведения собеседований по индивидуальному сценарию для узконаправленных специалистов. Когда подбирается «штучный» сотрудник, искусственный интеллект не способен распознать уникальность кандидата.

Мы научились справляться с этими сложностями, чем существенно улучшили свою производительность. Более того, наши программисты не перестают улучшать функционал программы.  И вполне может быть, что в скором будущем наш чат-бот сможет существенно расширить свой потенциал, что позволит нам еще больше ускорить процесс отбора нужных кандидатов для наших заказчиков!

Наверх