Изначальная ошибка предпринимателя, который ищет маркетолога, в том, что он хочет получить многофункционального робота, умеющего делать буквально все, от создания рекламных кампаний в социальных сетях и написания продающих текстов, до построения стратегий развития на 5 лет вперед. Но важно понимать, что независимо от уровня зарплаты, один человек не может знать все. Если в штате присутствует только один маркетолог, не имеющий возможности проконсультироваться с узкопрофильным специалистом (тем же таргетологом, копирайтером) он, скорее всего, провалит задание. Ключевая ценность этого сотрудника – в глубоком знании маркетинга с разных сторон, понимании рынка и его игроков, ценностей клиентской аудитории конкретной компании, в умении подчинять различные инструменты единой цели развития. Но не в продажах вместо менеджеров, верстке продающих видео или написании статьи в блог. Некоторые аспекты этот специалист может знать детально, какие-то поверхностно. Но главное – видеть концепцию, понимать принцип действия той или иной методики и целесообразность ее использования для конкретного бизнеса. Поэтому идеально, когда маркетолог в компании занимается построением стратегии, а все узкопрофильные, рутинные задачи отдаются в аутсорсинг.
Осуществляя подбор маркетолога нужно убедиться, что он различает ремаркетинг от таргетинга, сможет понять причины низкой конверсии сайта, не впадет в ступор при слове CRM. Но архитектор должен проектировать, а не махать шпателем, конструктор – строить ракеты, но не летать на них.
Хороший маркетолог обладает следующими качествами:
- владение способами аналитики (конкурентов, клиентов, тенденций рынка, конверсии, сайта, продукта);
- умение сегментировать целевую аудиторию;
- постоянная актуализация знаний в области маркетинговых инструментов, которые появляются буквально каждый день;
- планирование маркетинговой стратегии;
- постановка задач для бизнеса и команды;
- подготовка и согласование рекламного бюджета;
- проработка ценовой и ассортиментной политики организации;
- прогнозирование объемов продаж;
- владение основами создания бренда;
- наличие кейсов (особенно важно видеть – как было, и что происходит сейчас);
- знание профессиональной терминологии;
- знание принципов поисковой оптимизации, разновидностей рекламы и мероприятий;
- наличие сертификатов (например, Google Analytics);
- знание классического (оффлайн) маркетинга, анализа, основ экономики и построения бизнеса;
- умение формировать отчетность для руководства.
Конечно, не всегда у руководителя есть финансовая возможность оплачивать услуги разных внешних специалистов, или содержать большой штат сотрудников. Поэтому лучше, если помимо обязательных компетенций, сотрудник владеет 1-2-мя узкопрофильными квалификациями (в зависимости от приоритетного направления продвижения фирмы). Это поможет распределить средства внутри организации на начальных этапах. А когда стратегия развития, разработанная новым специалистом, увеличит обороты компании, можно задуматься и о поиске узких специалистов для реализации других инструментов раскрутки.
Еще одна ошибка руководителей, которые ищут маркетолога в Москве и других городах – копирование чужих вакансий. Важно помнить, что вакансия составляется из целей компании, которые у всех разные. Какую роль будет играть работник в команде? С какими отделами должен будет взаимодействовать? Если первое лицо фирмы не понимает спроса – все пойдет прахом.
Проверенный способ поиска настоящих профи
Разобравшись с требованиями, работодатель сталкивается с новой проблемой – где найти маркетолога. Ведь печальная статистика такова, что из 30 кандидатов, приславших резюме, только 5 попадают на собеседование. А неумение проводить очное интервью с кандидатом (например, отсутствие навыков составления многоуровневых вопросов-ситуаций, визуальных, стратегических, технических тестов) имеет два исхода. Либо на работу принимается неквалифицированный сотрудник. Либо поиск затягивается на долгие месяцы.
Рекрутеры «Тотал» знают не только где искать маркетолога, но и как распознать грамотного и перспективного работника среди огромного числа дилетантов.